пн, 20 май
18:54
Ставрополь
+19 °С, облачно
Эксклюзивы

Не быть закрытым в четырёх стенах: кому в Ставрополе нужна доступная среда

4 июня 2022, 14:00СтатьиФото: СКИА

Мало кто задумывается, почему на улицах Ставрополя редко можно встретить инвалида-колясочника или незрячего, идущего куда-то, кроме поликлиники или специализированных учреждений — к примеру, библиотеки для слепых. Причина в том, что городская инфраструктура мало учитывает потребности людей с ОВЗ.

Это, разумеется, проблема не только Ставрополя — доступная среда в российских городах по-прежнему скорее роскошь, чем повседневность. В итоге многие люди с ограниченными возможностями здоровья ограничены и в своих передвижениях — среда словно пытается закрыть их в четырёх стенах.

Дополнительные сложности инвалидам зачастую создаёт городская среда
Фото: СКИА

Откуда растут корни этой проблемы?

Во времена СССР подавляющее большинство инвалидов имело большое количество гарантий, таких как трудоустройство на специализированных предприятиях, жильё, пенсии и пособия, получение специального автотранспорта. При этом государство не подразумевало, что люди с такими особенностями будут ходить куда-то, кроме своей заранее предопределённой работы, специальной библиотеки или клуба.

После 1991 года многие социальные гарантии ушли вместе с СССР. Резко изменившийся жизненный уклад побудил многих пытать счастья за пределами родных городов и сёл. Не стали исключением и маломобильные люди — большинству из них тоже пришлось искать работу в непривычных реалиях, где они тут же столкнулись с перспективой преодолевать высокие бордюры, необустроенные переходы, плохие тротуары или их полное отсутствие. Здоровый человек большинства этих препятствий может и не заметить, однако для инвалида они способны стать как минимум проблемой или вовсе непреодолимым барьером.

«Но ведь мы ни с какой стороны в своих потребностях не отличаемся от всего остального общества!»
возмущается незрячая ставропольчанка Светлана (имя изменено).

Собеседница также отмечает, что, безусловно, за последние годы в Ставрополе и в России в целом ситуация в плане доступности городской среды заметно улучшилась, но говорить о том, что город полностью доступен, ещё очень рано. Она отметила, что в качестве хорошего примера работы с инфраструктурой для людей с ОВЗ может послужить опыт Санкт-Петербурга, где на одних только транспортных объектах можно найти крупные, контрастные таблички и указатели со шрифтом Брайля; практически на всех ступенях на улицах города присутствует обозначение первой и последней ступени. Даже такие, казалось бы, небольшие новшества способны улучшить повседневную жизнь инвалида. Также Светлана отметила, что сегодня большими препятствиями стали полусферы, лежащие на тротуаре и никак на его фоне не выделяющиеся, через которые можно легко споткнуться.

Доступная среда — доступным языком?

Много раз можно услышать о том, что доступная среда необходима, что мобилизуются ресурсы на «создание доступной среды», но по-прежнему не очень понятно, что же она представляет из себя? Казалось бы, очевидным шагом было бы обращение к законодательству, но и тут возникает проблема.

«Ни в одном из множества документов, представленных в нашем законодательстве, нет чётко определённого понятия о том, что же такое доступная среда»,
отмечает доцент кафедры гуманитарного и медико-биологического образования Ставропольского государственного медицинского университета Валентина Горбунова.
Доцент кафедры гуманитарного и медико-биологического образования Валентина Горбунова
Фото: stgmu.ru

В своей педагогической деятельности Валентина Горбунова в том числе помогает в обустройстве доступной среды в университете, однако собеседница сетует, что сейчас достаточно сложно опираться на законодательство, поскольку оно, помимо того, что не включает в себя определение доступной среды, также является не систематизированным, раздробленным. По её словам, в каких-то законодательных актах можно найти, как обустроить отдельные объекты, помещения, но не как создать полноценную среду.

И нельзя сказать, что обустройство каких-либо объектов доступной среды, даже имеющихся в действующем законодательстве, можно назвать справедливым по отношению ко всему обществу. В качестве примера Валентина Горбунова приводит доступные для инвалидов-колясочников туалетные комнаты. Они, безусловно, являются необходимыми для инвалидов, но по закону их могут посещать только сами инвалиды. К тому же такие туалетные комнаты могут занимать пространство, обычно рассчитанное на два стандартных клозета, а это потенциально ущемляет в правах на первостепенные нужды и здоровых людей.

Что говорит урбанистика?

Проблему создания доступной среды изучает и пытается решить такая наука, как урбанистика — наука о городах. Она зародилась достаточно давно, на рубеже 1950-х и 1960-х годов в США и Европе. В нашей стране урбанистика начала развиваться лишь с развалом СССР.

О том, какие решения проблем инвалидов предлагает современная наука о городах, корреспонденту «Победы26» рассказал эксперт АНО «Города за здравый смысл» Андрей Черняков. На вопрос о том, какие города могут стать примером обустройства доступной среды и как им удалось этого достичь, собеседник затруднился назвать конкретный город, заявив, что европейские города добились такого прогресса благодаря повсеместному внедрению принципов гуманизма.

Ставропольский урбанист Андрей Черняков
Фото: личный архив Андрея Чернякова
«Городская среда в целом создаётся как ориентированная на людей»,
отметил Черняков.

Гуманизм не случайно фигурирует как краеугольный камень урбанистики. Исследователи проблем урбанизма называют его основной целью создание коммуникативной площадки для трехстороннего общения между жителями, властью и экспертами в сфере городской среды. В Ставрополе такой площадкой выступает общественное голосование за те или иные объекты благоустройства.

Также Андрей Черняков отметил, что важным фактором в развитии доступности городов за рубежом стала социальная ответственность государства и власти перед маломобильными гражданами.

В числе основных тенденций в урбанистике и развитии доступности городов эксперт назвал ориентированность городской среды прежде всего на пешеходов.

А как в Ставрополе?

При этом среди препятствий в развитии доступности Ставрополя урбанист назвал недостаточное внимание маломобильным горожанам, частое несоблюдение нормативов строительства, замалчивание проблем инвалидов.

«Нужно чаще говорить о проблемах маломобильных горожан, активнее включать их в социальную жизнь города, привлекать маломобильных горожан на приёмку работ по благоустройству и реконструкции»,
предложил собеседник.

Что касается позитивных тенденций в устройстве доступной среды, то Черняков отметил появление общественных кампаний — к примеру, «Карты недоступности», инициированной АНО «Города за здравый смысл», — развитие городской среды в сторону большей гуманности: в городе появляются новые пандусы, растёт количество низкопольного общественного транспорта.

Многие автобусы в Ставрополе уже приспособлены для передвижения маломобильных граждан
Фото: СКИА

Самые «гуманные» улицы в Ставрополе

Наиболее адаптированными к потребностям людей с ОВЗ Андрей Черняков назвал улицы Лермонтова и Мира — там плавные съезды, нормативы в целом соблюдены. Это подтверждают и сами маломобильные горожане, с которыми общался урбанист. Большие надежды в этом смысле эксперт возлагает на улицу Ленина, где реконструируют участок от Кулакова до Льва Толстого.

…и улица с проблемами доступности

В числе центральных улиц, где пространство пока не очень адаптировано для безопасного и комфортного передвижения инвалидов, урбанист назвал проспект Карла Маркса. Кроме того, с этой точки зрения пока нельзя похвалить и городские подземные переходы — там не работают подъёмники и небезопасные съезды под 45 градусов.

Подъёмник в подземном переходе Ставрополя
Фото: СКИА

А что предпринимает город?

В пресс-службе администрации Ставрополя отметили, что первоочередной задачей по адаптации городских улиц для маломобильных граждан является соединение разорванных неадаптированной средой, участков тротуаров, переходов. В прошлом году были объединены 13 таких участков, а на этот год будет соединено уже 34. Важным вкладом в повышение доступности городской среды является и контроль за работой электроподъёмников для инвалидов-колясочников. Одним из примеров может послужить такая система на каскадном фонтане у Александровской площади города Ставрополя, позволяющая инвалидам не только добираться до учреждений первостепенной важности (таких как поликлиники, больницы, клуб или специализированные учреждения),  но и беспрепятственно прогуливаться по живописным местам краевой столицы.

Проблема не только в тротуарах и пандусах

Однако, по словам самих маломобильных горожан, в создании доступной среды далеко не всё упирается в возможность обеспечить такому человеку безопасное передвижение из точки А в точку Б. Как отметила незрячая ставропольчанка Светлана, препятствием для людей с проблемами зрения может стать мусорный бак, установленный в неположенном месте, отсутствие тактильных карт помещений и улиц. Не спасает даже большое количество мобильных приложений, казалось бы, способных довести куда угодно. Однако стоит незрячему человеку забыть наушники, как он оказывается беспомощным и не может построить маршрут. К тому же подобные приложения разработаны только для улиц, а в помещениях оказываются бесполезными.

Только ли инвалидам нужна доступная среда? 

На этот вопрос как нельзя лучше ответил Стас Киреев — создатель интерактивной «Карты недоступности». По его словам, сама идея такой карты зародилась не благодаря желанию каким-либо образом помочь инвалидам. Идея «Карты недоступности» родилась из-за резонанса, вызванного перспективой строительства автомобильной развязки на пересечении проспекта Кулакова и улицы Ленина несколько лет назад. Тогда собралась инициативная группа, протестовавшая против развязки. Активисты заявляли, что от пробок развязка город не избавила бы, зато отрезала бы эту часть Ставрополя от других районов. 

В числе противников развязки были и горожане, использующие для передвижения электросамокаты и велосипеды и, соответственно, двигающиеся в основном по тротуарам. Они отмечали, что даже в центральной части города есть места, где необходимо спешиваться, иначе есть опасность упасть и получить травму. 

Самокатчики и инвалиды-колясочники объединились для создания «Карты недоступности»
Фото: СКИА

Тогда-то и пришли к выводу, что многие из препятствий, представляющих неудобства для горожан на велосипедах и самокатах, могут быть и вовсе непреодолимыми для инвалидов. Это и стало отправной точкой для привлечения к работе над картой и людей с инвалидностью. К предложениям общественности прислушались и городские власти. Сегодня «Карта недоступности» продолжает актуализироваться, помогая таким образом улучшать городскую среду для всех жителей.